КОГНИТЕМЫ В ПАРЕМИЯХ, ОРИЕНТИРУЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КЫРГЫЗСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ

Авторы

  • А.Т. АБДРАЕВА

DOI:

https://doi.org/10.54834/16945220_2021_3_94

Аннотация

В качестве предмета исследования были выбраны афористические средства кыргызского и английского языков, определяющие социальные ценности, регулирующие поведение людей в обществе, выражающие общепринятые нормы. Целью работы является проведение когнитивно-семантического анализа речевых формул, регулярно передающих общественные ценности, традиционные установки и правила из одного поколения в другое, из одной эпохи в другую, из одного народа в другой. Для достижения этой цели были использованы широко распространенные в лингвистике методы регистрации, систематизации, сравнения, описания и аналогии. В рамках типологической лингвистики проанализированы общая структура, виды паремий, их конструктивные особенности, место и функции в коммуникации, представлены нравственные константы и общие устойчивые значения паремий через понятие когнитемы, подвергнуты сопоставлению двуязычные репрезентативы каждой когнитемы, в отдельных случаях описаны их варианты, конкретные экспоненты в двух языках, установлены общие свойства межэтнических провербиальных значений. В исследовании получены результаты, необходимые для теории и методики языка. Развитие соответствующих идей и положений может быть предпосылкой для разработки концепции императивов в языке.

Загрузки

Опубликован

2024-03-27

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ